Статьи
КАК ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ?
Книги издревле считались источником знания. Уважение и интерес к ним не ослабевал никогда. Многие современные дети совсем не любят читать. Частично в этом виноваты и телевидение, и интернет. Отказ детей от чтения книг приводит мам и пап в замешательство. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ подскажет, как сделать так, чтобы ребёнок полюбил читать.
Безвыходных ситуаций не бывает, своему малышу можно и нужно прививать интерес и любовь к чтению. Существует немало советов, которые могут помочь вашему ребёнку преодолеть отсутствие интереса к чтению. Но мгновенных успехов никто не гарантирует. Только ежедневный кропотливый родительский труд может с самого раннего возраста помочь привить ребёнку любовь к книгам.
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. Читайте детям вслух, выразительно подчёркивая характеры, настроения, взаимоотношения героев. Постепенно малыш заинтересуется, начнёт узнавать книги, сам будет приносить вам наиболее полюбившиеся.
Обратитесь к классической детской литературе: знаменитым сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», произведениям К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова и других авторов.
По мнению педагогов, психологов и самих же родителей, малышей дошкольного возраста следует приучать к чтению книг постепенно. Вначале ― с простого держания книг в руках и просмотра рисунков. Потому и книжки для малышей должны быть яркими, с небольшим текстом, написанным просто и ясно, крупным шрифтом, и с множеством интересных рисунков. Именно через эти рисунки на первых порах и вникают в содержание своих первых детских книжек–малышек наши дорогие малыши. Большой популярностью пользуются у них и так называемые книжки–раскраски самой разной тематики: алфавит, счёт, животные, растения или полюбившиеся герои мультсериалов. Очень часто чтение детских книжек напоминает или заменяет ребёнку интересную, увлекательную игру.
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов. Не забывайте брать ребёнка с собой, отправляясь в книжные магазины. Вместе выбирайте книги и предоставьте ему полную свободу, не давя на него, не заставляя его остановиться на тех книгах, которые нравятся вам, но не приглянулись ему.
- Оформляйте его личную библиотеку. Обязательно запишите ребёнка в библиотеку и время от времени ходите туда вместе с ним.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
- В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью, очень полезны игры.
- Создайте свой домашний «книжный» театр. Вникнув в содержание книги, дети читают и быстрее, и с большим увлечением. Распределив роли, позвольте детям выразительно и артистично читать каждому свои части диалога и слова автора. Это поможет сделать сложный, требующий усилий процесс чтения более лёгким и приятным.
- Неотступно следуйте за вашим ребёнком с новыми интересными историями и журналами. Где бы ни был ваш ребёнок, не забывайте предлагать ему читать новые и новые увлекательные книги, рассказы, истории. Интригуйте его интересными фразами из книги или мини-сюжетами, разжигайте в нём здоровое любопытство. Кладите эти книги на самых видных местах ― перед телевизором, в детской комнате, на стуле возле кровати, на диване. Но ни в коем случае не принуждайте его читать их.
- Учитывайте читательские запросы и потребности вашего ребёнка. Это, пожалуй, то, что особенно необходимо и наиболее важно в привитии вашему чаду любви к книгам. Скажем, на каком-то определённом возрастном этапе ребёнку нравятся сказки и истории про животных, затем фантастика и приключения, чуть позже ― рассказы, повести, романы и т. д.
- Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений. Пусть ребёнок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из подписного каталога. Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
- Рассказывайте ребёнку. Пересказывайте ребёнку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии ― всё это можно без труда найти в энциклопедиях, и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.
- Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.
Если вы будете опираться на эти секреты в общении с ребёнком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек - это всегда интересный и успешный человек.
Читать также:
ИГРЫ И ИГРУШКИ ИЗ РОССИИ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА АРХИПИЛАГ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ НОВИНКИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «СТРЕКОЗА»
Консультация эксперта
Павел Кожевников
Детский хирург, уролог-андролог, ассистент кафедры урологии НГМУ, преподаватель курса по детской урологии-андрологии.