Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

КАК ПЕРВОКЛАССНИКУ ЛЕГКО ВЛИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ?

Автор: Анастасия Краминова, основатель сети логоцентров «Детская академия речи» и клинический психолог

Первый класс – непростое время для ребенка. Будет адаптация, новый распорядок дня, новые люди. Обычно родители считают, что для первоклассника будет проще, если он уже умеет считать , писать и читать. Однако, специалисты говорят, что эти навыки не являются наиболее значимыми для начинающего школьника.

Чему стоит научить ребенка, и на что важно обратить внимание, рассказывает редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Анастасия Краминова, основатель сети логоцентров «Детская академия речи» и клинический психолог.

Учить слышать и выполнять инструкции

Задания учителя – то, что необходимо будет выполнять каждому ученику. Большое заблуждение считать, что ребенку так учиться скучно – любому родителю хочется, чтобы малыш развивался не шаблонно и мог себя проявить. Все это следует уже после освоения базового алгоритма действий. То есть сначала – задание, а только потом творческое начало. Любые домашние задания из нескольких пунктов помогут развивать навык. Например, можно попросить будущего школьника помочь испечь кекс по рецепту или сделать уборку «по списку».

Развивать пространственное мышление

Настоящая «беда» многих первоклашек – трудности ориентации в пространстве. Ребенок должен понимать, когда говорят: налево, направо, вниз, вверх, по диагонали. Хорошо формируют навык различные пространственные игры-квесты, где нужно найти предмет по инструкции, графические диктанты. Дома просите ребенка выполнять задания, где понадобятся навыки освоения пространства: достань мне, пожалуйста, муку. Она стоит «перед», «за,» около», «внизу», «на второй полке» и т.д.

Тренировать память и внимание

Работайте над расширением кругозора и развитием памяти. Способы всем известные, но действенные: стихи, чистоговорки, чтение книг, настольные игры, уличные игры с мячом, развитие мелкой моторики и т.д. Отлично тренирует память любой иностранный язык, но подключать его можно только после решения всех логопедических вопросов.

Уметь выражать мысли, задавать вопросы и отвечать на них

Связная речь, умение описывать что-то, рассуждать, пересказывать – очень важные навыки для начала обучения. Иначе ребенок столкнется с трудностями. Речь идет не только о произношении и артикуляции. Первокласснику нужно уметь: задать правильный вопрос, отвечать на вопрос, составлять рассказ на заданную тему или по картинкам. Навык можно постоянно «прокачивать». Например, играть в ассоциативный ряд из слов, составлять рассказы по карточкам, просить пересказать прочитанное или услышанное.

Правильная речь

Уметь красиво говорить и выражать свои мысли – навык, который развивается всю жизнь. Ребенку придется выступать перед классом, возможно, на школьной сцене – поэтому развитию речи нужно уделять внимание каждый день. Если есть страх перед публичными выступлениями, можно записать малыша в театральный кружок. Если присутствует зажатость, речь нечеткая и достаточно примитивная – позаниматься индивидуально с логопедом или с другими ребятами на групповых занятиях.

Уметь работать карандашом и ножницами

К первому классу ребенок уже, как правило, что-то пишет, рисует, закрашивает и т.д. Желательно проверить, удобно ли ему держать ручку или карандаш – если нет, самое время переучить. Если захват неправильный, усталость от выведения букв и цифр будет постоянной и скоро желание делать что-то в тетради пропадет. Дома чаще предлагайте что-то раскрашивать, штриховать. Контролируйте, чтобы ребенок старался не выходить за контуры. Также очень полезно вырезать фигурки, нарезать полоски ножницами.

Быть самостоятельным и самоорганизованным

Любой первоклассник впервые столкнется с необходимостью планировать время – в школе уже не будут так направлять и следить, как в садике. Поэтому сформированные у ребенка навыки, хотя бы базовые, уже должны присутствовать: самостоятельно одеваться, убирать за собой посуду в столовой, собирать физкультурную форму и т.д. Хорошо, когда родители учат самостоятельности дома: ребенок делит обязанности с членами семьи по уборке, приготовлению еды или готовит заранее одежду на следующий день.

Развивать эмоциональный интеллект

Справляться с различными эмоциями в 7 лет не так просто – ребенок еще не умеет себя контролировать. Но начинать учиться уже пора. Школьное общение – это всегда и радость, и переживания. Конечно, педагог будет стараться сплотить класс, учить детей коммуникации друг с другом, но в отличие от садика первым пунктом все же идет учеба. Эмоциональный интеллект нужно развивать вместе с родителями. Дома учиться разным моделям поведения с помощью персонажей мультфильмов или героев книг. О хорошем уровне эмоционального интеллекта говорят умения говорить спасибо и просить прощения.

Владеть математической «базой»

Начальные навыки уже должны быть – прежде всего для того, чтобы ребенок сам чувствовал себя комфортно и легче адаптировался к новым знаниям. Базовые знания к 1 классу: счет в пределах 10 туда и обратно, самые простые задачи на сложение и вычитание, умение соотносить цифру и число предметов, умение выполнять графические диктанты. Все это можно развивать, выполняя нескучные задания: рисуя фигуры и предметы по точкам (цифрам), играя в различные настольные игры и т.д.

Уметь рассказать о себе, окружающем мире

К первому классу ребенок должен уметь представиться, знать дату своего рождения, полные имена членов семьи. В идеале – адрес проживания и телефон хотя бы одного из родителей. Также он должен обладать информацией о животном и растительном мире, видах спорта, природных явлениях. То есть ориентироваться в мире и реальности. Конечно, не все дети любят рассказывать в подробностях о себе, но все же ненавязчиво тренировать «самопрезентацию» не повредит: например, во время прогулок, поездок , задавайте ребенку вопросы – на какой улице мы живем, что вокруг нас, и тд.

Спокойно реагировать на критику

Конечно, будут и грамоты, и хорошие оценки. Но также – замечания, ссоры, неудачи, ошибки. Хорошо, когда родители заранее объяснили малышу, что критика – это часть жизни, не оценка самого ребенка, а лишь указание на то, что сделано неправильно. Здоровое восприятие легко тренировать дома в игровой форме. Например, мама с будущим школьником что-то лепят. А потом делятся мнением о работах друг друга – что получилось, а что не очень, как это исправить Конечно, это нужно делать с уважением и положительным посылом.


На правах информационного сотрудничества



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста