Статьи
ИРИНА ЛЕОШКО: «Через игрушку ребёнок общается как будто не с педагогом, а с персонажем»
Учитель-дефектолог Ирина Леошко около 20 лет работает с «особенными» детьми в детском саду №97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. На её занятиях нередко случается что-то необычное для учебного процесса.
Дело в том, что Ирина использует в работе развивающие игрушки из фетра, которые сама же и создаёт. Эти игрушки уникальны, даже если изображают хорошо знакомых детям персонажей. А игровые, порой прямо-таки театрализованные занятия помогают детям открыть в себе новые возможности. Обо всём этом Ирина с увлечением рассказала корреспонденту ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ
- Что в Вашей жизни появилось раньше – изготовление игрушек или коррекционная педагогика?
- Сначала – коррекционная педагогика, только потом игрушки, причём далеко не сразу. Периодически возникала потребность в определённой игрушке под конкретного ребёнка с определёнными возможностями. Ведь я работаю с очень разными детьми, имеющими очень разные нарушения развития, и найти под каждого игру в наших магазинах очень сложно. Иногда приходилось переделывать купленные в магазинах игры или делать что-то подобное из картона и бумаги (но это было неудобно, потому что такие игры недолговечны, ребёнок может их порвать – когда случайно, а когда и специально).
Поэтому я стала искать материал прочный, функциональный, безопасный, который можно использовать с любыми детьми – и с нормотипичными, и с теми, у кого ограниченные возможности здоровья. Таким материалом оказался фетр – его можно чистить, стирать, гладить, он не осыпается, когда из него делается игрушка, не нужно обрабатывать края. Но нужно выбрать правильного производителя, ведь фетра много, не каждый оказывается качественным, долговечным.
- Формы игрушек всегда возникали в связи с какой-то Вашей профессиональной задачей?
- Да, сначала у меня появляется задача, потом я ищу инструменты, чтобы эту задачу решить. Но, повторюсь, я не находила нужных игрушек промышленного производства, к тому же, как правило, мне нужно было быстрее действовать и не хватало времени что-то искать в магазинах и интернет-магазинах. Так что моя деятельность мастера начиналась с очень простых игрушек, любую из которых можно сделать за вечер. Постепенно эти игры видоизменялись, усложнялись, совершенствовались. С течением времени игрушки и игры становились всё более качественными и внешне привлекательными.
- Как появилась идея использовать в качестве основы компакт-диск?
- Я увидела в интернете, даже не вспомню, на каком сайте диск, обмотанный пряжей и поставленный на прищепочки, как на ножки. Мне понравилась идея. Во-первых, дисков много, они портятся, а выкидывать их неэкологично. Сначала я попыталась на диск оболочку связать крючком – получилось довольно нелепо. Но я стала пробовать ещё и ещё уже с фетром. В какой-то период у меня все игрушки были на дисках, каждая изображала какое-то животное в виде этакого головоногого – то есть голова и тело были одной частью. Потом я стала делать голову на диске, отдельно туловище из фетра и так далее. Эти игрушки стали более объёмные, набитые наполнителем типа синтепона, то есть она стала более приятна для тактильного контакта.
Ещё мне импонирует, что этой игрушкой можно играть, надевая её на руку, то есть через эту игрушку можно действовать опосредованно – то есть ребёнок общается как будто не с педагогом, а с персонажем. Это даёт возможность быстрее наладить коммуникацию с «особенным» ребёнком, раскрепощает его. А ведь у таких детей, как правило, коммуникативная сфера нарушена, и здесь возникают дополнительные трудности.
- Некоторые Ваши игрушки ещё и звучат.
- Да, внутри игрушки может быть пищалочка или что-то шуршащее. Ребёнок нажимает на определённые части игрушки, слышит шуршание и через ткань ощущает рукой наполнитель. То есть развивается не только слуховое, но и тактильное восприятие. Такая игрушка ещё помогает ребёнку развивать речь. Он может говорить с ней или за неё. Может быть сюрприз: «Пришёл Чебурашка. Давай поможем Чебурашке решить задачу».
- Герои обязательно должны быть знакомы детям?
- Смотря для чего используется игрушка. Вот у меня есть крокодил, который Солнце проглотил, – его все знают. Чебурашку теперь тоже снова хорошо знают после недавнего фильма. Я сделала всех животных, которые есть в русских народных сказках. Незнайка… Был у меня и Лунтик, но я его подарила. Да, все эти герои узнаваемы. Но при надобности можно сделать и какую-то краказяблу (улыбается).
- Есть ли у Вас какие-то особые технологии для изготовления игрушек?
- Мне кажется, нигде именно так при производстве игрушки не используют компакт-диск. А в принципе выкройка делается, как для обычной мягкой игрушки, наполнители тоже обычные. Вот что я ни у кого не встречала – использование клея. То есть я игрушку не прошиваю. Многие мастерицы, работающие с фетром, шьют. А я проклеиваю детали термоклеем – так быстрее и проще.
- А существуют ли какие-то правила – что обязательно должно быть в игре или игрушке для коррекционных занятий, а чего ни в коем случае быть не должно?
- Все детали не должны легко отрываться, откусываться и так далее. Мы понимаем, что ребёнок может попытаться оторвать и даже проглотить что-то. Так что если я использую пуговицу, то прошиваю её и усиливаю капелькой клея. Готовую игрушку сама проверяю «на вандализм» – пытаюсь покрутить, подёргать отдельные элементы. Но и ребёнок не остаётся с игрушкой один на один, контроль взрослого обязателен. А других жёстких правил нет.
- Расскажите, пожалуйста, об особенностях использования игрушек в работе с детьми. Есть ли то, что могут применить не только специалисты, но и родители?
- Важно показывать ребёнку, как действовать с игрушкой. Если ребёнку сложно самому выполнить то или иное действие с этой игрушкой, взрослый делает это вместе с ним – рука в руке. Ведь дети разные – кому-то трудно захватить игрушку, у кого-то проблемы зрительной концентрации и так далее. Тут многое зависит от возможностей и потребностей конкретного ребёнка.
У меня есть фетровые книги по моим авторским сказкам. Эти очень простенькие сказки нужны мне для групповых занятий с детьми, они помогают ребятам адаптироваться в дошкольном учреждении, а также с нравственным посылом. В сказках два героя, один из них впервые приходит в детский сад, и ему трудно, тяжело оторваться от мамы и так далее. Сказки можно, конечно, отрисовать, чтобы ребёнок поводил пальчиком по картинке. Но это не так интересно. А в книге со страницами из фетра всё объёмное, можно снять героя с одной странички и перенести на другую, ярче прожить рассказанную историю.
Ещё я делаю игрушки не только для коррекционной педагогики. Моя младшая дочь преподаёт детям английский язык, и я делаю для неё пособия, связанные с её работой, – она использует их в начальных классах. Но у меня есть внук, сын старшей дочери. Сейчас ему уже 8 лет, а когда он был ещё в дошкольном возрасте, я все новые игрушки испытывала на нём – предлагала ему и смотрела, стало ли ему интересно, удобно ли ему с этой игрушкой играть.
- А если игрушка не понравится конкретному ребёнку?
- Она понравится другому конкретному ребёнку. А я при этом продолжу искать и то, что понравится первому ребёнку. Возможно, ему вообще не подходят, например, звучащие игрушки, они его пугают. Часто те же дети с аутизмом вообще не воспринимают резкие звуки. Значит, игрушка, принесённая мной для него, будет незвучащей. Я буду подбирать до тех пор, пока не увижу хотя бы мало-мальскую заинтересованность, буду смотреть, к чему ребёнок потянется. У меня уже коллекция игрушек, так что могу выбрать и какую-то из уже имеющихся. А если из них ни одна не подойдёт, то буду думать, что же ему понравится, и дальше уже действую методом проб и ошибок.
- Какая Ваша игрушка или игра самая экзотическая?
- Не знаю, можно ли назвать экзотическими куклы, олицетворяющие времена года (улыбается). А вот из последних у меня принцесса Буквуля, которая помогает детям подготовиться к обучению грамоте – окунуться в мир звуков и букв.
- Фетр – основной материал, который Вы используете? Но у тех же детей с расстройствами аутистического спектра часто бывают особенности тактильного восприятия. И фетр может вызывать как резкое неприятие, так и застревание на нём.
- Среди детей, с которыми я в настоящее время работаю, сравнительно немного детей с расстройствами аутистического спектра – процентов 20, и ни у одного из них фетровая игрушка не вызывала отторжение. Наоборот, она им приятна, им нравится её осязать. Если ребёнок на ней застревает, иногда, особенно в начале нашего общения, это бывает во благо – помогает ребёнку не тревожиться, не уходить в деструктивное поведение. То есть это налаживание нашего с ним продуктивного контакта. И когда мы с ним уже друзья, он хорошо принимает наше с ним взаимодействие, то игрушку можно постепенно убирать и переключать ребёнка на другую задачу, другую игрушку или игру.
- Ваши изделия – это не только инструменты для педагогической работы, но и игрушки. Дети сами играют в них просто так?
- Нормотипичные – да. У них игра может формироваться без участия взрослых. А большинство наших детей игре надо обучать, так как сами они не играют – либо манипулируют игрушками, либо у них возникают стереотипные движения и так далее. Когда такого ребёнка научили игре, он может уже играть с ней без взрослого – согласно тому, чему научился.
- Изготовление игрушек – это для Вас часть работы или хобби?
- Наверное, и то, и другое. Хобби, полезное, даже остро необходимое для работы (улыбается). Но это ещё и ресурс – когда я что-то мастерю, руки заняты, а голова отдыхает. Всё-таки работать с нашими детьми очень тяжело. И надо восстанавливаться. Я восстанавливаюсь так: сижу и что-то делаю руками.
- Коллеги пользуются Вашими игрушками?
- Да, я для них тоже делаю игрушки. Бывает, кто-то из коллег просит меня сделать конкретную игрушку, нужную ему для работы.
- Имеет ли смысл какие-то из Ваших игрушек пускать в тираж?
- Не думаю, что это имеет смысл, всё-таки это ручная работа. Мне кажется, технически сложно создавать такие игрушки промышленным способом. Но перед тем, как создавать очередную игрушку, я делаю выкройку, и все выкройки у меня остаются. Так что, когда кому-то было нужно, я повторяла игрушки по готовым выкройкам.
Интервью было ранее опубликовано в группе Вк "Петербургский инвалид"
Читать также:
КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ТОМ, ЧТО ОН ПРИЕМНЫЙ
КАК С ПОМОЩЬЮ ИГР СНЯТЬ СТРЕСС И ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ?
ОКСАНА ФЁДОРОВА: «Любовью ты можешь поделиться всегда, главное – в себе это отыскать
Консультация эксперта
Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.