Top.Mail.Ru


Статьи

  —   РОДИТЕЛЬСТВО
Выбрать рубрику

"ШАГ ВПЕРЕД": КАК ДЕТИ С АУТИЗМОМ ОСВАИВАЮТ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Игорь Лунёв, фото из личного архива героев

Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это не только усвоение ими набора академических знаний. Находясь рядом со своими нормотипичными сверстниками и с их помощью «особые» дети также могут обучаться и бытовым навыкам.

Об этом корреспондент ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ поговорил с организаторами ресурсного класса в петербургской общеобразовательной школе №385 Красносельского района, где в прошлом году появился проект «Шаг вперёд», направленный на формирование бытовых и социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

РЕСУРСНЫЙ КЛАСС – ЭТО РАБОТАЕТ

Но началось всё с создания в этой школе ресурсного класса для обучения детей с аутизмом вместе с нормотипичными сверстниками. Как показывает уже многолетний опыт, для многих детей с расстройствами аутистического спектра инклюзивное образование предпочтительно – прежде всего, потому что так они лучше усваивают важные для жизни в обществе социальные навыки. Но так как постоянно находиться вместе со своими сверстниками в общеобразовательной школе они не могут и всё-таки требуют специального сопровождения, то в школе выделяется пространство, называемое ресурсным классом, где ребята с РАС проводят значительную часть школьного времени, а в общее пространство выходят по мере готовности. «Я вижу, как это работает, – говорит мама двух мальчиков с РАС Екатерина Тихонова. – Оба моих ребёнка ходят в ресурсный класс, но младший в инклюзии с 2 лет в отличие от старшего. И это очень разные дети в плане развития».

Группа родителей таких детей создала некоммерческую организацию «Синие паруса» – по словам её директора Оксаны Геинрих, «чтобы помогать сначала нашим детям, потом и другим детям, чтобы делиться своим опытом с другими родителями». «Синие паруса» обратилась с предложением о создании ресурсного класса в администрацию Красносельского района, там их направили в школу №385. Директор школы Татьяна Владимировна Архипова инициативу поддержала.

Учитель ресурсного класса Лариса Мингалеева рассказывает: «У меня не было опыта работы в инклюзивной среде, но был опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями в коррекционной школе. Я являюсь учителем ресурсного класса пятый год,то есть с момента его открытия. В своей работе придерживаюсь принципа от простого к “сложному” и перед любой новой деятельностью ставлю перед учениками минимальные задачи. Когда они успешно справляются с ними, мы можем двигаться дальше. Радует, что часто ученики “перепрыгивают” через изначально поставленные цели».

КТО ЧТО НЕ УМЕЕТ

Ресурсный класс – отдельная зона, дети в нём разного возраста, они даже числятся в разных классах: кто-то во 2-м, кто-то в 3-м, а кто-то в 4-м. Года два ушло на выработку более-менее чёткого плана образовательной работы. Естественно, учитель и родители опирались на опыт тех, кто уже реализовал подобные проекты. Но дети все разные, и многое решается в индивидуальном порядке. К тому же, самим детям нужно было время, чтобы адаптироваться к школьным условиям. Позже родители обратили внимание и на другую сферу жизни. «Помимо базового образования, есть много других вещей, которым мы не можем детей научить, – говорит Оксана Геинрих. – Это какие-то социально-бытовые навыки, которым обычные дети учатся в обычной жизни. Точнее они этому даже не учатся, а просто имитируют, копируют то, что делают взрослые люди, подражают этому. А у детей с аутизмом этого нет, им механизм подражания труднодоступен в силу разнообразных психических нарушений. Так что для них освоение этих навыков требует таких же регулярных и длительных организованных занятий, как любое другое образование, которое дается у нас в базовой школе. Мы пытались учить этому наших детей дома. Но было очень сложно, и мы обратились к администрации школы с просьбой, чтобы социально-бытовое ориентирование тоже внесли в программу образования. Ведь надо было и самого учителя обучить этому, и создать класс СБО, укомплектовать его. Администрация школы восприняла это очень положительно, нам выделили помещение».

Так родилась программа «Шаг вперёд». СБО – это не только умение пользоваться бытовыми приборами или готовить себе пищу, но и, например, понимание, что такое деньги, как, сходить в магазин, как самостоятельно вызвать скорую помощь, пожарную команду и так далее. Поэтому первым делом учитель провёл анкетирование, чтобы понять, чем заниматься с детьми в первую очередь, каких дефицитов у них больше. За счёт поддержки Фонда Президентских грантов выделенный школой кабинет был полностью переделан под занятия СБО: теперь там есть стол, плита, холодильник, микроволновка, вытяжка, пылесос, стиральная машинка, гладильная доска.

Лариса Мингалеева обучилась на курсах повышения квалификации специально по теме СБО, а после проведённого анкетирования составила индивидуальный план занятий для каждого ученика. «Опыт был у меня перед глазами, – рассказывает Лариса Валерьевна. – В коррекционных школах среда очень адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья под их образовательную программу. В том числе там есть кабинет и предмет СБО для учеников с 5-го по 9-й классы. Это не только кухня, как у нас, но ещё и модели гостиной, спальни с настоящими кроватями, тумбами, диванами, стенкой – отрабатываются практические бытовые действия (протирать пыль, заправлять кровать, пылесосить), которые дети потом переносят из стен школы домой. В нашей школе всё ограничено кухонным пространством, так как в общеобразовательной школе нет возможности найти помещение под спальни, гостиные и так далее. Но этого тоже достаточно. Наша программа СБО в начальном звене представлена как внеурочная деятельность, а в перспективе на этой же площадке можно будет организовать преподавание предметов «профильный труд» и «домоводство» уже в рамках школьной программы».

Пока это внеурочная деятельность, она не оценивается. Предполагается, что оценки появятся в старших классах. Но у каждого ребёнка с РАС своя образовательная программа, и оценки будут ей соответствовать.

ВСЕ ХОРОШО ЗНАКОМЫ ДРУГ С ДРУГОМ

Занятия в классе СБО начались с самого элементарного: дети узнавали и запоминали названия предметов посуды и приборов бытовой техники. Но за один учебный год они прошли большой путь: освоили простые технические операции, научились готовить некоторые блюда, сами ходят в магазин, по списку покупают продукты. Выпечкой дети уже угощали родителей.

На занятия приходят пятеро детей из ресурсного класса 1 корпуса АНО «Синие паруса», а также пятеро детей с РАС из другого корпуса школы – там тоже есть ресурсный класс. В группе девять мальчиков и одна девочка. Каждого из учеников сопровождает тьютор. Лариса Валерьевна проводит с детьми индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальный подход важен для устранения нежелательного поведения и отработки навыков, связанных с преодолением устойчивых страхов.

«Многие мои ученики обладают повышенной чувствительностью к шуму бытовых электроприборов, — объясняет Лариса Валерьевна. — При составлении индивидуальных планов занятий я старалась ставить задачи осторожно, так как у некоторых ребят страх перед такими звуками очень силён. У нас есть примеры, когда из-за этих сенсорных особенностей при ребёнке дома избегали включать не только шумные бытовые приборы, такие как пылесос, стиральная машина, фен, но и электрический чайник. Мы привлекаем к нашим занятиям СБО и обычных детей из классов, к которым прикреплены наши ученики. Они становятся нашими помощниками-наставниками (так мы их называем). Вместе мы определяем задачи и объясняем им, как давать инструкции ребятам из ресурсного класса. Все хорошо знакомы друг с другом. Таким образом, мы осваиваем работу с шумными бытовыми электроприборами с помощью детей-наставников и имеем значительную положительную динамику. Это даёт нам понимание, что в инклюзивной среде можно и нужно прорабатывать ситуации, которые в домашней среде вызываюттревогу».

Нормотипичные дети в качестве помощников учителя – это, можно сказать, ноу-хау организаторов ресурсного класса 385-й школы. Начиналось всё, конечно, с попыток школьников включить своих необычных одноклассников в свои игры на переменах – это происходило под руководством педагогов. В кабинете СБО наставники – ученики 4-го класса. Как правило, их немного – от одного до трёх человек. «Всегда в классе есть дети более активные, – говорит Оксана Геинрих. – Обычно это девочки, они более сострадательные: материнский инстинкт уже, видимо, срабатывает. И у них прям очередь, кто пойдёт на эти уроки, – им это очень нравится». В основном дети-наставники участвуют в приготовлении еды, но иногда и в мытье посуды, в стирке.

Учитель ресурсного класса отмечает: «Нормотипичные ребята понимают, какие дефициты у их соучеников, посещающих ресурсный класс, и им очень нравится обучать. Они очень собранные, такие мини-учителя, потому что мы как бы дистанцируемся, даём детям пространство для совместной деятельности. При этом обучение остается под нашим контролем, условно мы находимся на расстоянии вытянутой руки».

На успехе как программы «Шаг вперёд», так и проекта в целом, конечно, сказывается общая доброжелательная атмосфера, которая поддерживается в школе. Оксана с удовольствием рассказывает: «Мы были готовы ко всему, потому что люди все разные, не все могут это понять. Но учимся там пятый год, и ничего плохого не было. Конечно, это идёт от директора, а она реально прониклась ситуацией, захотела нам помочь и дала возможность открыть ресурсный класс. Поэтому и все в школе так же к этому относятся. И ребята помогают. Например, видят, что мой ребёнок один (его все знают), говорят: “Максим, тебе чем-то помочь?” Даже родители учеников знают моего ребёнка. Я этих родителей не знаю, а они знают, что это мой сын Максим, здороваются с ним всегда, спрашивают, что ещё могут сделать, чтобы Максиму было лучше. Там все включены в образовательный процесс, не только дети, но и их родители».

ЖЕЛАНИЕ ГОТОВИТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СТРАХ

На прошедшие несколько месяцев у детей из ресурсных классов боязнь громких звуков не исчезла, но они все научились с ней справляться. Звуки работающих бытовых приборов их по-прежнему раздражают, но уже нет стремления немедленно прибор выключить. «У Максима проявился интерес к готовке, – рассказывает Оксана. – Так как дети с аутизмом застревают на чём-то одном, мой ребёнок застрял на кексах. Ему каждый день хочется готовить кексы. Желание приготовить что-то больше, чем страх перед этим жужжащим комбайном. Он сам об этом говорит».

Главное – детям нравится быть самостоятельными. Лариса Валерьевна поясняет: «Цели и задачи, которые мы отрабатываем, максимально приближены к жизни. Например, ребята сами засыпают порошок в стиральную машину. У нас не нужно сортировать бельё, как это бывает дома, пока, на начальном этапе, у нас просто кухонные полотенца. Они их закидывают в бак, там есть короткий 15-минутный режим стирки, который они запомнили. То есть это такой осязаемый период времени, который они могут подождать, – не 45 минут, не час. Включают стиральную машинку, ждут, в том числе, и момент отжима на высоких скоростях. Таким образом, весь процесс стирки с момента засыпания порошка до развешивания белья ребята могут наблюдать, не теряя его начала». Екатерина Тихонова добавляет: «У детей насыщенный день. Они с удовольствием ходят в школу и обучаются новому. Мой старший ребёнок сложнее, чем младший, но и он, например, готовит уже сам».

Конечно, дети из ресурсного класса остаются «особыми», и какие-то их специфические поведенческие проявления не исчезают. Но учитель отмечает, что на занятиях СБО они стали максимально собранными – видимо, потому что очень заинтересованы. «Чтобы все пятеро учеников нашего ресурсного класса одновременно удерживали внимание на отрабатываемом навыке и смотрели на того, кто даёт инструкцию, такого у нас на других занятиях не было никогда, говорит Лариса Валерьевна. – У нас меньше года есть этот кабинет, и мы не каждый день там бываем. Но оказалось, что даже за такое короткое время дети могут освоить очень серьёзные задачи. Важно их не перегружать, чтобы не потерялся интерес».

Нынешние успехи детей – для их родителей ещё один повод подумать об их будущем. Оксана Геинрих надеется: «У наших ребят очень хорошо пошло дело с приготовлением пищи. Мы сами не ожидали, что будет такой прогресс. Очень хочется, чтобы занятия СБО переросли в какую-то профессиональную подготовку. Возможно, ребята могут освоить профессию повара».



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Марина Бабурина
Детский психолог, гештальт-терапевт, арт-терапевт, детский писатель.