Статьи
"РОТ СВОЙ ЗАКРОЙ!" - ВОСПИТАНИЕ ХАМСТВОМ?
Автор-исполнитель песен, эссеист и многодетный отец Павел Федосов предлагает задуматься об истоках психологической агрессии между родителями и детьми и о том, как её избежать.
Летний вечер. Уютный подмосковный город. Я сижу на набережной и смотрю на закат. Воздух уже как-то по-осеннему пахнет костром. Август. Всё дышит миром и нежностью.
Мимо меня идёт здоровый молодой мужик с красным обгоревшим на солнце лицом. Он ведёт за руку мальчишку лет трёх и объясняет ему, как всё устроено в этом мире: «Не будешь слушаться - по жопе получишь. У меня не то, что у матери, понял?». Хочется сказать этому отцу, который, кажется, старается вырастить из сына «настоящего мужика»: «Дружище, это так не работает, не надо хамить мальчишке, он же тоже человек».
Другая сцена: «Детский мир», воскресный день. Красивая молодая мама громко приказывает дочке, которая, кажется, недавно начала ходить, а сейчас где-то замешкалась: «Быстро! Давай, пошла!». Рядом стоит папа с напряжённым лицом и нервно молчит. Видно, что ему этот семейный выходной даётся непросто.
Неподалёку мальчик постарше, лет пяти. Он хочет машинку и закатывает мягкую истерику. Мама реагирует: «Перестань плакать! Ты очень плохо себя ведёшь! Ты меня позоришь! Я тебя сейчас отлуплю!».
Вот дама, сидя в кафе рядом с сыном-подростком, спрашивает у него: «Ну что ты сидишь с кислой рожей?».
А вот отец повышает голос на плачущего малыша: «Рот свой закрой!».
Вообще, странная история - взрослые, молодые, вроде бы внешне благополучные люди публично хамят своим детям. В 90-е годы так общались гопники на улице: «Стоять! Куда пошёл? А ну, иди сюда, я сказал».
Ребёнок засунул пальцы в рот, упал, испачкал одежду – всё это становится поводом для взрыва эмоций и часто – унижения. Хочется защитить ребёнка от агрессии его родителей. Но каждый раз себя останавливаешь – дела семейные.
Да и сам ведь часто не сдерживаешь раздражения. Ну и самое главное, видишь, что весь этот поток негативных эмоций не означает нелюбви, через минуту те же самые родители сажают детей на колени, покупают машинку, дают сок, т.е. становятся нормальными любящими мамами и папами. Так может, всё не так страшно? Люди просто выражают свои эмоции таким образом? Но почему именно так?
Одна из интерпретаций заключается в том, что мы живём в так называемом «highly violent society», т.е. в обществе с высокой степенью насилия. Угрюмая агрессия – наша общая интонация, насилие – «педагогическая» традиция. Считается, что для того, чтобы чего-то добиться от ребёнка, нужно его припугнуть. Помните, «сейчас тебя дядя милиционер заберёт», «я тебе сейчас руки оторву»? Все это осталось, только теперь стало ещё жестче.
Родители, чувствуя свое бессилие, «мочат» своих детей – приказывают, орут, оскорбляют. Я не психолог, но у меня есть подозрение, что результатом такого «воспитания» могут стать новые агрессоры и тихие невротики. Наверное, всё не так страшно. К счастью, дети живут под «золотым шатром» своего детства, который защищает их от невзгод. Вот папа со злым лицом что-то кричит, вот мама с перекошенным ртом приказывает не падать, не кричать и не бегать. Но ведь они всё равно любимые родители, хорошие и дорогие.
Так что с этим можно сделать? Видимо, начать с самого себя. Учиться искусству доброжелательности и приветливости при сохранении собственного достоинства. Не позволять себе опускаться до хамства. Уметь восполнять свои ресурсы, заботиться о себе, реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал, чтобы чувство неудовлетворённости своей собственной жизнью не переносилось на неудовлетворенность ближними.
Наращивать арсенал педагогических подходов и приёмов, чтобы в момент, когда ребёнок выводит нас из себя, не терять самообладания и поступать эффективно и последовательно. При необходимости действовать прямо и, возможно, жестко, но делать это без агрессии. Любить своих детей, понимая, что они не наша собственность, а отдельные личности, требующие не только заботы, но и уважения.
Читать также:
Консультация эксперта
Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста