Статьи
ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ЧЕМ ЕЕ ТЕРАПИЯ?
Мультики, мультфильмы, мультипликация и даже «анимашка» ― это интересная форма повествования, которая знакома каждому ребёнку с детства. Редакция портала для родителей о детях ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ решила выяснить, в чём магия мультипликации, как мульттерапия помогает найти новых друзей и развивает творческую фантазию.
Сегодня мы беседуем с Константином Голошубиным, руководителем детской анимационной студии ― «Мультлаборатория МАХОЛЁТ», а также молодым папой и человеком с высшим экономическим образованием, который сумел открыть собственную детскую анимационную студию.
― В последнее время всё большую популярность приобретают занятия с детьми по анимации или создание собственных мультфильмов. С чем это связано?
― Вероятно, это связано в первую очередь с большим интересом среди взрослых к дополнительным занятиям для детей. В принципе, все эти занятия по раннему развитию, изо-студии, английский и прочее... Семьи готовы платить за приобретение детьми полезных навыков и нового опыта. Часть этих родителей открыта к экспериментам, поэтому ведет своих детей в мультипликацию. И таких людей становится больше. Надо понимать, что ресурс детской мультипликации пока для массового сознания не очень понятен, чаще всего нас рассматривают как «умное развлечение». Поэтому я говорю, что к нам пока приходят самые смелые и открытые люди. Детям же мультфильмы интересны априори. Во- вторых, это выбор профессионалов. В бизнесе, связанном с обучением детей, и среди педагогов дополнительного образования, ищущих новые средства работы с детьми и выбирающих при этом мультипликацию, возможностей становится больше. Больше даётся рекламы, больше мастер-классов, где можно открыть для себя мультипликацию.
― Какие виды мультипликации сейчас доступны для детей?
― Ну, я бы сказал, что детская мультипликация уже сама по себе вид. А доступной её делают достижения современной техники. Именно компьютер делает невероятно трудоёмкий процесс создания мультфильмов менее рутинным и более выполнимым для детей. И вот когда вы уже во всеоружии, у вас есть компьютер и цифровой фотоаппарат, то можно выбрать любую технику мультипликации, будь то рисованная анимация (съёмка в плоскости), предметная (съёмка в объеме), сыпучая анимация (использование в качестве материала, например, песка, крупы или кофейных зёрен) или пикселяция (когда в кадре непосредственно дети).
― В чём их (мультфильмов) феномен?
― Всё очень просто. Технически мультик ― это набор кадров. Снял кадр, сдвинул персонажа, снова снял кадр ― это покадровая съемка. Мультипликация основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать движущиеся картинки (если их больше восьми в секунду) в единый видеоряд. А если идти от ребёнка, это всё ещё и интересно. Дети любят играть с тем, что оказалось под рукой, придумывать новые значения предметам и разыгрывать с ними истории. В мультипликации появляется возможность эту игру или эту историю зафиксировать на видео и проигрывать любое количество раз, возможно даже поделиться не только с друзьями, но и со взрослыми ― с родителями, с бабушками и дедушками.
― Как создание мультфильмов влияет на развитие и что получает сам ребёнок?
― Мы сторонники того, чтобы мультфильмы создавались группами. В малых съёмочных группах по 3-5 человек дети учатся распределять профессиональные роли, выбирать занятие по душе и реализовывать свои желания рисовать, работать с компьютером, а также ответственности за результат. Вообще-то процесс съёмки мультфильма ― это сложно организованный процесс. Думаю, это детей подкупает, здесь много всего надо успеть. Надо вникнуть в принципы движения картинки, жизнь персонажа и уметь договориться с «коллегами по цеху», чтобы в кадр вдруг руки чьи-то не попали. Если привести к какому-то общему знаменателю, то мультфильм ― это труд и детям необходимо оценивать результаты своего труда и планировать шаги для получения результата.
― Сколько нужно времени, чтобы создать мультфильм?
― На наших занятиях мы ставим задачу снять законченный сюжет или анимационный этюд за 1 час. Надо понимать, что детская мультипликация ― это длительность от 30 секунд до 2 минут. Но это искусственно устроенные экстремальные условия, которые преследуют определённые цели и задачи. Необходимо, чтобы ребёнок не терял концентрации и на выходе с занятия получил целостный результат. Удовольствие от творческого процесса можно и растянуть. Например, весной мы снимали с семьёй мультфильм, только на съёмку которого ушло 20 часов. А ещё было придумывание сценария, подбор материалов, озвучка и монтаж. В итоге ― недели две нормального трудового режима, если бы мы работали с 8 утра до 5 вечера. Мы же снимали месяц.
― Есть ли в Томске конкурсы по созданию детских мультфильмов?
― В Томске два крупных конкурса. Это «Бронзовый Витязь», который является ответвлением большого фестиваля профессионального кино «Золотой Витязь». Его инициатором три года назад стала Поросинская школа, а в апреле 2016 года он прошёл с международным участием. И есть конкурс, который только набирает обороты, ― городской конкурс буктрейлеров, его инициатором стала городская библиотечная система (МАУМИБС). Есть ещё локальные конкурсы в каждой студии мультипликации. Возможно, есть и другие, но мне о них не известно.
― Может ли ребёнок с ограниченными возможностями здоровья посещать занятия по мультипликации?
― Безусловно, в мультипликации нет границ. А вот цели могут быть разными ― развитие творческих способностей или творческая социализация. В первом случае приоритет отдаётся навыку выполнения творческих заданий, а во втором важно общение со сверстниками и взрослыми, навыки самоконтроля.
― Что такое мульттерапия и где она применяется?
― Мульттерапия ― это метод реабилитации и творческой социализации детей с особенностями развития средствами коллективного анимационного творчества. К сожалению, не у всех детей безоблачное детство. Некоторым требуется длительное лечение и помощь профессиональных медиков. Нахождение в учреждениях оставляет свой отпечаток на эмоциональном состоянии детей, жизнерадостности это не добавляет. В детской анимационной реабилитационной студии ребята работают с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, они изучают компьютерные графические программы, сыпучую анимацию (работая с песком или крупой), перекладку (перемещение бумажных фигурок), и stop-motion (анимирование предметов).
Синтез различных искусств в мульттерапии позволяет вызвать любопытство ребёнка к миру. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на здоровье и радость. Создание анимационного фильма ― это творчество в разных видах искусства. Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации. Метод применяется в работе с ребятишками с разными заболеваниями, в том числе с такими, как онкология, миопатия, фенилкетонурия, с теми, кого принято называть «дети с особыми потребностями». Распространяется метод Национальным детским фондом через проведение онлайн-школ.
― Есть ли в Томске что-то подобное?
― В Томске в этом направлении работаем только мы. Сотрудничаем на протяжении двух лет с ЦСПСиД «Огонёк», проводим занятия. Работали со школой «Английский без границ».
― Кто готовит специалистов по работе с детьми ОВЗ?
― Специалисты выпускаются по программе «Школа мульттерапии», организованной Национальным детским фондом в рамках проекта «Развитие межрегиональной сети детских анимационных студий для распространения модели творческого развития и социализации детей инновационными средствами коллективной анимационной деятельности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015, и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
― Можно ли сделать мультик в домашних условиях?
― Конечно, для этого вам понадобится компьютер и веб-камера, плюс простенькая программа для монтажа (как правило, на компьютерах с операционной системой Windows она установлена). А можно и на смартфоне в поиске программы набрать слово «стопмоушен» и скачивать любую из представленных программ.
― Дайте рекомендацию, как это можно сделать, например, родителям с детьми?
― Прежде всего, нужно понимать, что большая часть времени уйдёт на подготовку. Нужна идея, персонажи, объекты для сцены. Запаситесь терпением и приступайте. Необходимо распределить роли внутри вашей творческой группы. А дальше кадр за кадром вы постепенно будете приближаться к собственному мультфильму. Для первого мультфильма можно просто взять любимые игрушки ребёнка, а дальше, если поддержать ребёнка, сюжет сам собой сложится.
Случай из личной практики: «Пошкакала»
Раз в месяц мы ходим проводить занятия в детском центре поддержки семьи и детей «Огонёк». И вот на одно из занятий вместе с ребятами постарше пришёл мальчик четырёх лет ― Артём. Выдаю задание: снять фокусы с игрушками, они должны были появляться из шляпы и, проскакав по столу, исчезать. Во время объяснения я для наглядности сказал, что раз съёмка покадровая, то, сделав несколько перемещений игрушки, дети увидят, что она сама двигается. Съёмочный процесс в самом разгаре, доходит очередь до Артёма, к слову, у него лошадка. И вот он подвинул раз, подвинул два. Произносит: «Не шкачет». Подвинул три, четыре. «Не шкачет!» Начинает всхлипывать. Подвинул пять, шесть. Он уже не хочет ничего снимать. Мы берёмся его успокаивать и обращаем внимание на экран. А там программой уже преобразовали из кадров видео. Артём как закричит: «Пошкакала!»
Читать также:
КАК С ПОМОЩЬЮ ИГРУ НАЧАТЬ УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ?
Консультация эксперта
Павел Кожевников
Детский хирург, уролог-андролог, ассистент кафедры урологии НГМУ, преподаватель курса по детской урологии-андрологии.