Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ
Выбрать рубрику

КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ?

Автор: Анастасия Краминова

Когда малыш общается с близкими с помощью мимики, эмоций, движений, взглядов – это мило и естественно. Не все задумывается о том, что это и есть важное начало речевого развития, где ребенку нужно активно помогать. Возможно, впоследствии для развития речи понадобится логопед, но первый шаг в процессе запуска речи должны делать родители и близкие малышу люди. Как помогать общаться, если ребенок не говорит?

Рассказывает эксперт: Анастасия Краминова, клинический психолог, основатель сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи» специально для ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ

Подсказка 1

Речевые комментарии к происходящему

Очень важная ступень на пути к запуску речи – различные неречевые звуки. Еще до того, как ребенок научится первым слогам и словам, ему нужно адаптироваться ко всему, что происходит вокруг, различать и понимать звуки. Прогулка с ребенком не должна быть молчаливой – мама, папа или сопровождающий малыша взрослый должен стараться обращать внимание на мяуканье кошки, лай собаки, кряканье уток в пруду, звуки машин. Тоже самое нужно стараться делать дома: «Слышишь, как льется вода? Давай будем умываться». Или: «Послушай, как стучит молоток. В подъезде делают ремонт». Словарь обогащается, когда ребенок может связывать звуки с предметами. В то же время, если ребенку купили новый мяч, нужно проговорить, какой он – красный и большой, но бывают поменьше и других цветов и, по возможности, показать. Так малыш поймет, что один и тот же предмет может быть разных цветов и размеров.

Подсказка 2

Собственная речь

Конечно, ребенок должен слушать красивую речь, но она не должна быть сложной и быстрой. Предложения - неторопливые, спокойные, максимально понятные. Если взрослый обращается к ребенку, желательно произносить речь на уровне его глаз – так он будет видеть артикуляцию, мимику мамы или папы. В целом ежедневная речь должны быть максимально эмоциональной – для него пока нет вчера и завтра и напоминать о чем-то нет смысла. Важно каждый день проговаривать действия, удивляться милым событиям на прогулке, демонстрировать разные эмоции.

Подсказка 3

Правильная речь

День за днем ребенок становится взрослее, уже скоро будет слышаться лепет, первые слоги и слова. Это мило и забавно, но повторять их за малышом неправильно. На услышанное «мяу-мяу», нужно развернуто пояснить: «Да, малыш, это маленький котенок. Смотри, рядом мама, она говорит также». Любые слова, которые произносит мама или папа должны быть понятными и четкими. Сначала это будут короткие предложения и простые слова, но чем старше становится ребенок – тем сложнее должен быть диалог. Когда ребенок заговорит, желательно, чтобы на адресованный ему вопрос нельзя было просто кивнуть головой: «Что ты будешь, печенье или мармелад?» Постоянные разговоры формируют важный навык – потребность общаться. Ребенок привыкает задавать вопросы, рассказывать, делиться своими эмоциями и впечатлениями.

Подсказка 4

Чтение, игры

Не нужно расстраиваться, если каждый вечер ребенок несет одну и ту же книжку – это совершенно нормально. Маленькие дети очень любят смотреть на знакомые картинки, пока мама читает стишок или сказку. Им нравится сюжет, слова - уже знакомы и понятны. Чем старше будет становится ребенок, тем чаще нужно подключать его к процессу: просить закончить фразу или договорить слово. Игра также способствует речевому развитию. Можно во время чтения делать массаж пальчиков, в перерывах играть в «ладушки», сжимать и разжимать кулачки. Постепенно пальчиковую гимнастику нужно усложнять, например, постукивать карандашиком в такт стихотворению.

Подсказка 5

Если вовремя не заговорил: что делать?

Родители не смогут точно понять, соответствует ли речевое развитие возрасту ребенка. Если ему уже 1,5-2 года, но нет слогов и простых слов, необходимо обратиться к логопеду. Во время консультации можно развеять все сомнения или понять, что нужно помочь ребенку запустить речь. Если занятие не нужны, к ним склонять не будут и просто предложат прийти через какое-то время на плановую диагностику.

Консультация у логопеда обязательна, если в почти 2 года ребенок не понимает речь, имеет скудный словарный запас или вообще не говорит. Также, если ему уже 3-4 года, то посетить логопеда нужно в случае неправильного произношения звуков и смазанной речи.

Чем раньше родители обратятся за помощью, тем проще и быстрее получится прийти к нужному результату. Иногда будет достаточно помощи логопеда, в некоторых случаях понадобится комплексная работа с нейропсихологом или детским неврологом. Совместными усилиями с родителями путь к цели будет недолгим и эффективным.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.