Статьи

  —   ДОМ И СЕМЬЯ ,   ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Выбрать рубрику

ЮЛИЯ СУХАНОВА: "Родителям нужно перестать транслировать любовь через материальные вещи."

Автор: Наталья Шимина, фото из социальных сетей

В гостях у ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Юлия Суханова - организатор пространства, экоспикер, минималист, автор проектов «Куда отдать» и «Нет хлама». Сегодня поговорим про осознанное потребление и вынужденное расхламление. А еще что важно детям знать о экологии, порядке и игрушках?

С чего начинается осознанное потребление?

Желательно начать с осмысления, что правильно покупать меньше – это про осознанное потребление. Сейчас есть стереотип: если я много покупаю, значит я успешен и у меня есть определённый статус. Над этим работает реклама/маркетинг. Нужно задуматься, почему вы поддерживаете этот тренд. Мода – это не про количество вещей в шкафу, а про то, как вы их сочетаете, насколько правильно подобран гардероб. Поэтому необходимо прежде всего присмотреться, как вы подбираете одежду и обувь, игрушки. Нужно выбирать те вещи, которые вас украшают, которые вы точно будете носить, а не те, что прорекламированы в социальных сетях. Мы стремимся чувствовать себя наполненными и счастливыми, поэтому переберите шкаф и подумайте, радует ли вас эта одежда. Если не радует, необходимо разобраться, почему вы купили этот костюм, например. Он просто красиво висел в магазине? Или он хорошо прорекламирован? А если у вас есть любимая вещь, лучше носить её, а когда уже надоест, тогда сменить, купить что-то новое.

Почему вещей с каждым годом становится все больше в нашем доме?

- Необходимо понять причину: как к вам эти вещи поступают? Если эти вещи отдают/дарят, то нужно остановить этот поток. Сказать, что вам не нужно, и предложить своим знакомым другие варианты, куда можно отдать вещи. Родственникам, а особенно бабушкам и дедушкам, которые выросли в другое время, и у них другое отношение к вещам/игрушкам, трудно объяснить это. Нужно больше проводить разговоров без конфликтов, объяснять, что у нас всё есть, открыть полку и показать наглядно, что уже складывать некуда, поблагодарить за внимание и любовь. Подготовьте список, что ребёнку нужно, желательно нематериальное, и предлагайте близким дарить из этого списка (поход в аквапарк, поездка в Сочи, прогулка на лыжах) – им приятно, вам полезно. Если крупные траты тяжело воспринимать, можно сказать, что эти деньги лучше потратить на сухофрукты или, например, натуральный сок. К сожалению, бывает так, что близкие люди все равно не понимают и приносят гору игрушек, нужно проявить стойкость и лично сказать: «Тогда заберите игрушки к себе, пусть ребёнок играет с ними у вас».

Как часто нужно делать ревизию вещей, чтобы их не становилось ещё больше?

- Понятно, что мы накапливаем. Просматривание вещей должно стать привычкой, делайте это, например, раз в полгода. Как бы ни была выстроена вся система, всё равно что-то накапливается: косметика, одежда. Через некоторое время вы понимаете, что многим не пользуетесь, и готовы эти вещи куда-то отдать. Например, обувь. Я изначально покупаю неплохую обувь, и, если что-то сломалось, чиню, а не покупаю новую. Детские вещи хорошо продаются пакетами, а взрослые можно отдать в благотворительные фонды. Если мы говорим про регионы, можно также отдавать в социальные центры по запросу, в храм. Но если, например, в храме нет социального отдела, то тоже произойдёт своего рода захламление. В крупных городах есть благотворительные магазины, где принимают вещи («Второе дыхание» в Москве, «Спасибо» в Санкт-Петербурге).

Куда можно отдавать ненужные вещи и почему не всегда они нужны другим?

- В Москве очень легко оказывать благотворительную помощь. Вещей настолько много! Это означает, что нужно останавливаться, не накапливать их в таком количестве. Не все вещи пристраиваются. Что касается переработки в России: только натуральные и хлопковые ткани можно перерабатывать, а вся синтетика и другие сложные/скомбинированные материалы становятся мусором. Пока что, к сожалению, нет технологий для переработки синтетических материалов. Что касается натуральных тканей: они не становятся другой одеждой, они становятся тряпками. Есть разные заводы, где нужны тряпки, а также натуральные ткани необходимы для некоторых строительных материалов. Поэтому я за «умный» гардероб, а детскими вещами лучше обмениваться.

Что у нас не так с переработкой в России?

- Когда мы слышим слово «переработка», то появляется картинка: сдали пиджак – появился новый другого цвета. Это неправда. Вещь может также сжигаться на мусоросжигательных заводах, но те, кто занимаются экологией, против этого, так как тратится ресурс, который можно было бы использовать повторно в ином виде, а также нужно понимать, что во время сжигания все элементы связываются и появляются соединения, которые выделяются в окружающий мир. Безусловно, есть фильтры, но не все соединения нам известны, к сожалению. Также остаётся зола.

С вещами более-менее понятно, а что делать с детскими игрушками?

- Детям не нужны игрушки для развития, они развиваются через общение, обучение чему-то новому. Самое главное – желание новых игрушек не пропадёт никогда. Эту жажду утолить невозможно. Вы никогда не сможете купить достаточное количество игрушек. Если это сделать для себя утверждением, то можно перестать покупать игрушки вообще. Я бы предложила обмениваться игрушками с друзьями. Не нужно покупать детскую стиральную машинку, лучше пусть ребёнок вместе с вами запускает стиральную машину. Через игрушки он не научится настоящей стиральной машинкой пользоваться. Мне близок метод Монтессори. Он основывается на том, что игрушки должны быть натуральными (палочки, веревка, клубки, простые металлические предметы, кастрюля – все, что существует в мире). Ведь наше воображение развивается, когда мы додумываем: именно так человек прогрессирует, а современная игрушка не про додумывание, она однофункциональна. Прикрепите на уровне ребёнка полку узкую, где стоят 10-20 предметов, которые должны меняться с возрастом, и ребёнок будет ими играть. Лучше всего ребёнка водить в выходные в игровые комнаты, где он может наиграться разными игрушками. Чаще всего игрушки покупаются, потому что родители чувствуют вину за недостаточное внимание, но это ложный выход. Если же покупать ребёнку игрушки постоянно, то получается, что ребёнок ничего не делает, а только потребляет.

С какого возраста лучше объяснять ребёнку про осознанное потребление, про экологию?

- С самого раннего возраста, даже если ребёнок не говорит. Эта тема нравится детям, так как они познают всё вокруг, а также им нравится природа. Безусловно, у ребёнка будет желание иметь игрушку, но это тоже можно проработать, проговорить с ним. Нужно перестать транслировать любовь через материальные вещи. В первую очередь у себя в голове нужно это понять, что вы уже любите своего ребёнка, и это не нужно доказывать через покупки игрушек.

Юлия, с какого возраста нужно приучать ребёнка к порядку?

- С раннего возраста нужно рассказывать об этом. Например, убирать игрушки и говорить, что, когда подрастёшь, будешь убирать их самостоятельно. Как только ребёнок может держать в руках предмет, сразу нужно приучать его к порядку. Быть рядом, если по началу будут возникать капризы, помогать. Также нужно приучать ребёнка к последствиям. Есть правило: убирать игрушки за собой. Если ребёнок не собирает игрушки, то говорить, что эти игрушки пропадут. Разъяснить, что корзинка – это домик, и получается, что игрушки вне домика остались на улице. Можно убирать игрушки на 1-2 неделю. Также не нужно брать огромную корзину, лучше взять корзину поменьше и периодически менять игрушки в ней. Уйдите от количества, придите к качеству.

Понравилась статья? Пишите свои мысли и комментарии по этой теме. Будем рады, если расскажете о нас в социальных сетях.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2021 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Шевченко
Педагог, логопед, соавтор более 40 детских книг и методических программ для детских центров.