Top.Mail.Ru


Статьи

  —   ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ ,   ЛЮДИ И ИСТОРИИ
Выбрать рубрику

ЕЛЕНА ДРОЗДОВА: "Финансовая грамотность детей начинается дома."

Автор: Наталья Шимина, фото из социальных сетей

С недавних пор уроки финансовой грамотности стали внедрять в школьный формат обучения. Что же такое финансовая грамотность, и зачем она детям? Как начинать финансовое просвещение, и что детям важно знать о деньгах - читайте прямо сейчас.

В гостях редакции ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ Елена Дроздова - финансовый консультант проекта Минфина РФ по повышению финансовой грамотности, эксперт по личным финансам.

- Елена, что такое финансовая грамотность, как она приобретается и тренируется?

- Давайте разберёмся в формулировках. Что такое грамотность? Это конечный результат процесса образования. А финансовая грамотность - это конечный результат процесса финансового образования. Можно сказать, что это навыки, которые позволяют принимать разумные решения в отношении своих денег. И в современном мире крайне важный навык для успешного человека — умение распоряжаться результатом своего труда. К сожалению, мало кто из родителей этому учит своих детей.

- Как постепенно прививать финансовые знания детям?

- Мы учим ребёнка пользоваться вилкой, переходить улицу, вежливо общаться, но почему-то надеемся, что с финансовыми вопросами он разберётся как-нибудь сам. Финансовая грамотность начинается дома.Как разумно тратить, сберегать, инвестировать, брать кредиты - это базовые знания в личных финансах.

- Что важно детям знать о деньгах?

- Вне зависимости от возраста ребёнка важно объяснить ему, что деньги мы получаем за труд, их нужно считать, деньги можно копить, можно положить под процент и взять в кредит.Для закрепления теоретических основ важен практический опыт обращения с деньгами.

Не важно, сколько ребёнку лет - 6, 10 или 15 – важно то, что для собственного опыта необходимо наличие карманных денег. Тем более, что Гражданский кодекс (ст.28) позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет (покупка хлеба, мороженого и тому подобного).

Карманные деньги должны выдаваться ребёнку на регулярной основе. Важно объяснить, что теперь:

- нет необходимости просить деньги у родителей;

- они будут выдаваться постоянно в срок;

- можно самому распоряжаться своими покупками.

- Какие основные этапы знакомства с финансовой грамотностью?

Безусловно, все ступени нужно проходить совместно с детьми, показывая своим примером. Основные этапы:

- Планируем семейный бюджет. Если ребёнок младшего возраста, можно на примере любимых конфет, ягод, спичек или иного предмета показать, куда направляются ваши деньги: на питание, образование, развлечения, оплату коммунальных услуг. Это необходимо для того, чтобы абстрактное перешло в конкретное и ребёнок понимал, что он тоже участвовал в распределении бюджета и что в незапланированной покупке ему могут отказать.

- Играем в финансовые игры: «Фликса», «Монополия», «Мачи Коро» - их сейчас очень много. Это можно сделать и частью семейного досуга, в игровой форме говорить о сложных вещах. Постепенно ребёнок начнёт понимать правила и анализировать своё финансовое состояние в игре и в жизни.

- Учим зарабатывать. Здесь важно определиться с обязанностями, которые являются вкладом в семью, и с тем, за что вы готовы платить. Например, домашние дела — это обязанности, а вот собрать и сдать макулатуру или вещи на переработку, разобрать и пристроить книги или организовать мини- маркет вещей, сделанных своими руками, – оплачиваемый труд.

- С какого возраста оптимально начинать знакомить ребёнка с понятием финансов?

- Обучение финансовой грамотности можно начинать с 5-6 лет через игры и мультфильмы. Задача: разобрать отношение к деньгам и заложить основу - что такое деньги, какое у них значение, какие источники появления. Готовим ребёнка к началу получения собственных карманных денег. Учим процессу накопления на минимальном сроке и на понятных примерах.

В 7-10 лет появляются первые карманные деньги, и тогда важно от основ уже переходить к обучению управлять собственным бюджетом и делать накопления. Если родители понимают, что ребёнок готов к большему, можно добавить зарабатывание денег.

В 10-12 лет увеличиваем сроки достижения целей и повышаем эффективность накоплений. В этом возрасте можно с ребёнком начинать денежно-кредитные отношения, и родителям выступать в качестве банка, который может брать деньги под проценты и выдавать кредиты.

В 13-15 лет развиваем дух предпринимательства, используем финансовые инструменты помимо депозита. Изучаем фондовый рынок, краудлендинг, рентную недвижимость. Даём базовые знания по спросу и предложению в масштабе макроэкономики. Учимся составлять резюме, рассматриваем вакансии.⠀⠀

В 16-18 лет - полноценный пользователь финансовых услуг.Самостоятельное ведение бюджета, понимание финансовых инструментов, особенностей договорных отношений и собственные права и обязанности в качестве потребителя финансовых услуг.

- То есть работа по развитию финансовой грамотности должна вестись постоянно, совместно с ребёнком?

- Да. Помогите своим детям построить светлое финансовое будущее.Начните с себя и далее вовлекайте своих детей в сбережения, составление бюджета, открытие банковского счёта, разумные покупки и отслеживание расходов.

Понравилась статья? Пишите свои мысли и комментарии по этой теме. Будем рады, если расскажете о нас в социальных сетях.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2022 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Ирина Газизова
Ирина Газизова, педагог и концертирующий музыкант, кандидат педагогических наук.