Статьи

  —   Психология
Выбрать рубрику

Ребёнок не хочет идти в школу?

Автор: Наталья Устинова, фото: freepik.com

Далеко не все дети воспринимают 1 сентября как праздник, многие с неприязнью ждут этот день, капризничают, а то и вовсе отказываются идти в школу. Причём у первоклассников на это свои причины, у школьников постарше ― свои, а понять старшеклассников бывает очень сложно. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ расскажет родителям, как помочь детям с радостью ходить в школу.

Проблемы, связанные со школой, всегда были неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат всего этого, ― нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, родители приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Вот несколько причин детского нежелания учиться:

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.

Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.

Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.

Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат ― плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции ― вот единственное для него спасение.

Зависимость: в начальных классах ― от прогулок с друзьями, в 10-12 лет ― от компьютера, в подростковом возрасте ― от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

И это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков.

Что делать родителям в таких ситуациях, как помочь ребёнку самостоятельно, без помощи специалистов?

Начальная школа

По мнению психолога, первоклашки, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно и им будут ставить плохие оценки. Младшие школьники часто не хотят идти в школу, потому что они уже понимают, что придётся рано вставать и делать уроки, потому что первые опыты плохих оценок не очень-то приятны ― за них ругают учителя и родители.

Что делать родителям:

- Расставайтесь с ребёнком у школы с улыбкой. Скажите, что вы уходите, но вернётесь позже.

- Дайте свою фотографию на рабочем месте. Это будет напоминать малышу, что вы сейчас работаете.

- Позвольте взять с собой маленькую любимую игрушку. Это успокаивает. Иногда учителя разрешают на переменках играть с домашними игрушками.

- Пусть ребёнок следит за временем. Скажите ребёнку, что сделаете ему что-то приятное (почитаете книжку, купите мороженое). Ребёнок будет знать, что в школе он не вечно.

- Подведите ребёнка к учителю, который приветливо его встретит, возьмёт его за руку.

- Расскажите своему чаду подробно о том, что и как происходит в школе, что всё это не страшно, вспомните свои истории из начальной школы ― забавные и интересные.

- Пообещайте, что за плохие результаты вы не будете его наказывать и ругать, а просто будете вместе разбирать причину неудач и добиваться хорошего результата. И пообещайте, что за хорошую учёбу и успехи вы обязательно поощрите его долгожданным подарком или сюрпризом.

- В первые учебные дни постарайтесь как-то радовать ребёнка: сходите с ним в развлекательный центр, поиграйте, прокатитесь куда-нибудь.

Средняя школа

По словам психолога, школьники постарше (10-14 лет) чаще не хотят идти в школу по причинам каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями. Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребёнка проявляются первые яркие черты характера, личности. В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.

Что делать родителям:

- Поговорите с ним серьёзно. Выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы.

- Выделите время на встречу с учителем. Возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, запугивающий вашего ребёнка, или просто неуспеваемость.

- Изменение поведения ребёнка может быть связано с обстановкой дома. Не обманывайте ребёнка, говорите ему правду (без подробностей). Скажите, что вы сами разберётесь с проблемами, а его задача ― ходить в школу.

- Ребёнок должен быть уверен, что получит от вас поддержку.

- Напомните ребёнку интересные случаи из его школьной жизни.

- Хвалите ребёнка за старание.

- Родителям лучше всего очень аккуратно вникать во все перипетии детских переживаний, выслушивать своего ребёнка и стараться понять его, занять его позицию.

- Если над ребёнком кто-то смеётся ― придумайте вместе, как поставить на место обидчика.

- Если ребёнок считает, что плохо одет или выглядит как-то не так, ― разрешите ему быть таким, каким он хочет.

- Если что-то неприятное происходит с учителями, сходите в школу и деликатно решите этот конфликт, а своему ребёнку пообещайте, что не будете придираться к оценкам по предмету этого учителя.

Старшая школа

Старшеклассники, конечно, тоже сталкиваются с агрессией и непониманием со стороны своих одноклассников, но ещё одной наиболее распространённой причиной нежелания идти в школу становится ощущение бессмысленности и лишней траты времени на ненужные занятия.

В большинстве случаев старшеклассники уже знают, чем они хотят заниматься, куда будут поступать, начинают ходить к профильным репетиторам и посещают специальные курсы, поэтому все не входящие в данную область предметы становятся для них обременительными.

Обычно к этому возрасту появляется много вкусов и увлечений: музыка, спорт, танцы, на что действительно тратится много искренних эмоций и сил, а школа ― это второстепенное увлечение.

Если вы заметили, что ваш ребёнок совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чём-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всём подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт с подрастающим ребёнком и его доверие, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

В этом возрасте важно объяснить ребёнку, зачем он учится.Требовать от ребёнка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своём примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждёт ребёнка в будущем.

Самое главное ― помните, что чем больше дети будут получать удовольствие от учёбы, тем легче будет и им, и вам. Но невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и, в первую очередь, здоровыми и счастливыми! Ребёнок не хочет ходить в школу? Уговорите школьника учиться, но не ругайте сильно, помните, что ваш малыш ― тоже личность.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2019 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
Врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.