Статьи

  —   Психология
Выбрать рубрику

Как родителям подготовиться к взрослению детей?

Автор: Наталья Устинова

На пути взросления ребёнок меняется, меняются его вкусы и желания, взгляды и жизненные цели. Родители заботятся обо всех его нуждах: заклеивают пластырем больной палец, если он споткнулся о камень, поцелуями осушают его слёзы, если что-то не получается. Но впереди у него есть нечто лучшее ― радость от ощущения роста, от возможности стать взрослым, создать свою семью, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, самостоятельно принимать решения, стать независимым. Это естественный, необходимый процесс взросления любого ребёнка.

Как найти баланс в процессе воспитания, сохранив связь с ребёнком, но в то же время позволив ему сформироваться как самостоятельной личности? Как пережить взросление дочери или сына, не потеряв при этом близких отношений со своим ребёнком?

Родителям очень сложно отпустить своё дитя, смириться с мыслью, что они уже не неразрывное целое. Поэтому не удивителен тот факт, что у них, в основном у матери, повышается уровень тревожности. Из-за этого ребёнок тоже боится стать самостоятельным.

Существует несколько важных этапов взросления ребёнка, о которых стоит знать родителям, чтобы его детство было действительно «золотой порой», а путь к взрослой жизни ― уверенным и прямым?

Первый этап взросления: младенец (от рождения до года)

Несмотря на то, что новорождённый ребёнок ещё не обладает жизненным опытом и не может сам о себе позаботиться, первые недели и месяцы жизни малыша очень важны для его дальнейшего развития и становления личности.

Мама является самым главным человеком в жизни ребёнка, в возрасте до года ― особенно. По сути, мама и есть средоточие всего мира малыша. Она несёт комфорт и заботу, дарит нежность и покой. Прикосновения маминых рук успокаивают ребёнка, помогают ему развиваться и познавать мир.

Что же необходимо малышу на первом этапе взросления? Само собой, удовлетворение первичных потребностей: ребёнок должен быть вовремя накормлен, вымыт, уложен спать. Но столь же важны и другие проявления материнской заботы и внимания ― объятия, поцелуи, поглаживания, улыбки, зрительный контакт.

Второй этап взросления: малыш (от года до трёх лет)

К возрасту одного года ребёнок перестает быть младенцем, ничего не знающим о мире и интересующимся в первую очередь удовлетворением своих физиологических потребностей. Теперь это ― очень любознательный и активный человечек, с каждым днём приобретающий всё новые и новые навыки и знания.

Именно в этом возрасте малыши активно осваивают три важных навыка: ходьбу, речь, логическое мышление. Они уже осознают причинно-следственные связи, чем вполне обоснованно пользуются родители, начиная воспитание ребёнка. Теперь дети понимают, что такое «нельзя», знают, что, если ложку столкнуть со стола ― она со звоном упадёт на пол.

Малыша в возрасте до трёх лет окружают тысячи запретов и правил. Родителям приходится устанавливать эти правила и следить за их исполнением ― ведь от этого часто зависит здоровье и безопасность ребёнка. Важно не переусердствовать с запретами ― маленький исследователь должен иметь возможность самостоятельно «набить шишки» и проверить на практике всё то, что для родителей очевидно и часто бессмысленно.

Главное правило воспитания малыша от года до трёх лет ― это чувство меры, баланс между двумя крайностями: вседозволенностью и полным контролем. Ребёнок узнаёт, что есть вещи, которые не получишь, сколько ни кричи. В то же время он должен быть уверен, что родителям важно его мнение, что он получит ответы на свои вопросы, что на каждое «нельзя» он также узнает, а почему нельзя?

В этот период важно прислушиваться к ребёнку и учиться понимать его. Не ругать за проступки, а пытаться понять их причины. И перед тем, как произнести слова «Нельзя!», «Не трогай!», «Не делай так!», обязательно задавать себе вопрос: «А почему нельзя? Может, всё-таки можно?».

Третий этап взросления: дошкольник (от трёх до семи лет)

На третьем этапе детства ребёнок уже умеет логически мыслить и ясно свои мысли выражать. Он овладевает многими новыми навыками, одним из которых является навык социального общения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок начинает с интересом общаться со сверстниками, обучается навыкам совместной игры. Именно в этом возрасте ребёнок становится чрезвычайно зависимым от мнения других людей. И так как родители являются самыми близкими и значимыми для дошкольника людьми, их мнение часто становится решающим. Похвала родителей вдохновляет ребёнка, придаёт ему сил для новых свершений, а неосторожная критика может глубоко ранить.

Дошкольнику очень важно осознание родительской любви и уверенность, что мама и папа будут на его стороне, что бы ни произошло. Ребёнок в дошкольный период детства ещё не обладает критическим мышлением, ему необходимы постоянные доказательства родительской любви. Одно грубое слово может уверить дошкольника в том, что он плохой, недостоин любви и не нужен родителям. Вместе с тем, он и сам будет пытаться доказать свою любовь, показать, какой он хороший, умный, послушный.

Самое главное, что нужно понять родителям дошкольника: это уже не малыш, это ― самостоятельная личность, которая имеет право на собственное мнение, но при этом так нуждается в проявлении любви и заботы!

Четвертый этап взросления: младший школьник (семь-двенадцать лет)

В младшем школьном возрасте ребёнок входит в абсолютно новый этап своей жизни. Школа, с её уроками и домашними заданиями, друзьями и соперниками, учителями ― любимыми и не очень, является важной и обязательной ступенью к взрослению каждого человека.

На данном этапе взросления (а он как раз совпадает с кризисом семи лет) ребёнок переживает сильный стресс: меняется его окружение, жизненные цели, режим дня. Адаптация первоклассников к началу школьного обучения является очень важной задачей: от этого зависит и развитие личности ребёнка, и его успехи в обучении, и характер общения с одноклассниками.

У ребёнка появляются школьные друзья, личные интересы, он осознаёт свои способности и гордится собственными успехами. При этом связь с родителями ещё достаточно крепка, младшие школьники обычно доверяют маме или папе свои секреты, делятся трудностями и рассчитывают на поддержку.

В то же время, период младшего школьного возраста ― отличный способ для родителей укрепить эмоциональную связь с ребёнком. Ведь это уже почти сформировавшийся, уникальный, интересный человечек, при этом безгранично доверяющий маме и папе! Дети младшего школьного возраста с восторгом относятся к совместному времяпрепровождению с родителями: походам, выездам на природу, спортивным и настольным играм.

Пятый этап взросления: подростковый возраст (двенадцать-шестнадцать лет)

Подростковый этап детства, как правило, является одним из самых сложных и для самого ребёнка, и для его родителей. «Кризис подросткового возраста», «трудный подросток» ― не зря существуют целые области психологии, специализирующиеся на этих проблемах.

За очень короткий срок мальчики превращаются в юношей, девочки ― в девушек. Изменяется тело ребёнка, его психика, мышление, отношение к нему окружающих.

Наиболее заметными и критичными являются физиологические изменения, происходящие в организме ребёнка и часто пугающие его. Нарушается гормональный баланс, происходит так называемый «гормональный взрыв» переходного возраста. С этим и связаны подростковая угловатость и неуклюжесть, резкий набор или потеря веса, проблемы с кожей и волосами, повышенная утомляемость, сонливость, раздражительность.

Проблемы подростков связаны не только с физическими изменениями. Переходный возраст ― это критический период, когда от подростка зачастую требуют взрослой рассудительности, но ещё не доверяют ему принятие важных решений. Кроме того, подросток уже начинает испытывать необходимость в отношениях с противоположным полом, но у него ещё нет подобного опыта, он ощущает острую неуверенность в собственной привлекательности.

Родителям тоже приходится нелегко пережить момент, когда вместо милого и доверчивого малыша в доме появляется угловатый, агрессивный и упрямый подросток. Что можно посоветовать им в этой ситуации? Только не забывать о том, что ребёнку всё ещё необходима любовь и поддержка. Подростки часто сознательно отстраняются от родителей, демонстрируя своё равнодушие, но равнодушие это показное. Ребёнок просто пытается показать свою самостоятельность и независимость, доказать, что уже вырос, что у него есть свой личный круг друзей и интересов.

Важно показывать подростку свою любовь и заботу, не нарушая при этом границы ―которые могут быть непонятны и непривычны для вас. Да, его друзья не всегда будут вам нравиться ― но это его друзья. И вместе с тем совершенно необязательно, что ребёнок перестанет вам доверять, как и вы ему. Старайтесь поддерживать близость с ребёнком, интересуйтесь его жизнью, его мыслями, тревогами и радостями ― именно интересуйтесь, а не контролируйте.

Каждый этап ― это своеобразные «ступени» на пути взросления каждого ребёнка. И для формирования гармоничной личности крайне важно, чтобы эти ступени были устойчивыми и надёжными. А единственная надёжная вещь в мире ребёнка ― будь то младенец или подросток ― это родительская любовь.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2018 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Елена Белоногова
врач-педиатр, невролог, кандидат медицинских наук, специалист в области неврологии детского возраста и врожденных аномалий развития челюстно-лицевой области.