Статьи

  —   Психология
Выбрать рубрику

Как адаптироваться в детском саду?

Автор: Надежда Алексеенко

Вы отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены. Малыш сильно изменился, с ним что-то происходит. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ решила разобраться с этим вопросом.

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Упирается. Расстается с плачем, причитая, что его никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает в глаза.

Ваш малыш еще недавно мучил вас своими бесконечными «я сам», вмешиваясь во все взрослые дела и не давая вам покоя. Теперь он вновь мечтает об опеке и, моля о ней, все время просит вас о помощи. О помощи… вы не ошиблись. Только для чего ему она? Ведь другие дети тоже ходят в садик.

Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую на него так сильно? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура…

Успокойтесь! Ребенок такой, каким и должен быть. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. Адаптация бывает легкой и тяжелой. И вы наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных реакций, говорящих о довольно сильном напряжении,которое он испытывает.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации к детскому садику. Малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Он не баловень и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло.

Реакции ребенка, часто встречающиеся при адаптации к новому коллективу

1. Уход в себя и сверхактивность

Встречаются почти у каждого ребенка, адаптирующегося к детскому саду. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. И вдруг исчезает вся окаменелость, и он мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, на ходу со всеми конфликтуя. Опять замирает, а потом плачет и зовет маму. Потом замолкает, вновь превращаясь в манекен. И так – по нескольку раз в день.

2. Плач

Часто дети выражают свои негативные эмоции плачем: от периодического хныканья до постоянного рева. Наиболее характерен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что у малыша все негативные эмоции отступают на время, пока он осваивается с чем-то новым. Бывает и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всего у ребенка держится хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

3. Страх

Обычный спутник малышей, которые боятся остаться без родителей в чужом пока для них месте. Вряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытывал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу для своего существования. Он боится, что вы не придете за ним вечером, чтобы забрать домой. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу. В такой момент он, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на любого, отстаивая свою правоту. Гнев и порождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры. Как будто в самом ребенке заложена пороховая бочка.

5. Сон

Вначале в тихий час сон отсутствует совсем, малыш как «ванька-встанька». Его не успевают уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания ребенок начинает засыпать. Но сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапными пробуждениями.

6. Аппетит

Чем тяжелее адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит. Гораздо реже малыши впадают в другую крайность и едят как Гаргантюа, пытаясь «заесть» стресс. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что ребенок стал привыкать к детскому саду.

7. Положительные эмоции

Сначала они лишь изредка проявляются в те моменты, когда малыш как будто опьянен «прелестью новизны».

8. Коммуникабельность

В первые дни у некоторых малышей словно утрачивается это свойство. Они становятся замкнутыми и нелюдимыми. Все время проводят в гордом одиночестве. Сначала на смену нелюдимости приходит «компромиссная контактность». Ребенок вдруг сам начинает проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми. Однако пока она не направлена на улучшение общения, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно с плачем подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и просит, чтобы она отвела его домой. Молит, чтобы его увели из группы, чтоб забрали поскорей от этих враждебных детей. Но вскоре малыш сумеет наладить отношения в группе, проблемы пойдут на убыль –это будет важным шагом к завершению процесса адаптации.

Типичные ситуации

1. Не хочу

Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это (как ни странно) самый благоприятный вариант: он позволяет малышу открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но «так уж устроен мир – мамы и папы работают, а дети ходят в садики и школы». Малыш, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется. Особенно если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик – хорошее безопасное место.

2. Частые болезни

Ребенок начинает болеть буквально с первых дней: «неделя в садике – неделя дома». Многие родители сетуют на воспитателей: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, пытаются перевести его в другой, третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Просто виноват, чаще всего, не конкретный садик, а ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей.

Как известно, физическое и психическое развитие взаимосвязаны, и детский организм иногда именно так помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те ребята, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами нежелание идти в садик. Они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям передышку: малыш болеет, остается дома. Спустя несколько месяцев он болеет все реже, становится активнее, разговорчивее, взрослее.

3. Дома капризы – в садике успехи

«Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ест. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, сам одевается! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!».

Дело в том, что малыш часто считает садик тем местом, где его готовы воспринять таким, каким он себя покажет. Он пока не может постоянно быть таким самостоятельным, целеустремленным и взрослым. Он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и непослушания. А в садик он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет уважения!

Скорее всего, скоро он сможет так же достойно вести себя и в других местах. А дома так и будет иногда безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли «хорошего ребенка». Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ее дитя хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что непослушание именно с близкими людьми означает, что ребенок старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил. Понимая теперь, как велик мир и как много в нем разных людей, только самым близким он может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и переживания.

4. Дома – «хороший», в садике – «ужасный»

«По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки..Но этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?..» Да, такое вполне может быть. И воспитательница, скорее всего, не преувеличивает.

Дело в том, что если родители много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись без них, просто теряется. Он как бы остается без своей совести, как говорит пословица – «без царя в голове», ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным». Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы!» Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. «Я могу сам себя контролировать!» - вдруг говорит он себе, если видит, что его проделки – вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных малышей – и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Сборы домой

1. Первая ситуация: «Дочь меня удивляет: утром устраивает сцены, не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу забирать ее домой, она меня просто не замечает. Продолжая играть, болтает с девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с воспитателем – в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем на улицу. А утром опять: «Не хочу!».

2. Вторая ситуация: «Мне кажется, что моего сына в садике обижают. Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы не опоздать, а то «Лена Николаевна ругается» – в общем, все как бы хорошо. Но когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я его спрашиваю: «Тебя кто-то обидел?» – он говорит «Нет». У воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все нормально… Но ведь что-то происходит?!».

Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и психологи давно заметили, что дети условно делятся на три группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию, встреча других на вторую.

3. А вот третьи, увидев, что за ними пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут попрощаться со всеми или положить на место игрушки, возвращаются к маме, одеваются и т.д. Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее для родителей. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам. Еще это показывает, что ребенок уверен в том, что мама тоже неплохо проводит свой день и за нее не нужно волноваться.

А еще это говорит о том, что режим дня в семье устоялся, что малыш достаточно хорошо ориентируется во времени, примерно знает, когда нужно заканчивать игру и идти домой, когда мама закончит работу, в каком настроении придет и какие дела предстоят ей и ему потом.

Как правило, все дети приходят к такому пониманию расставания с родителями на целый день. Но не сразу. Годовалый ребенок перед тем, как что-то взять, бросает быстрый взгляд на маму, как бы спрашивая: «Можно? Все в порядке?» Трехлетний уже не всегда смотрит на маму, но всегда старается свериться в своих мыслях: «А мама не заругает? А маме это понравится?» Такая сверка легче дается ребенку, мама которого достаточно предсказуемый и постоянный человек. И малыш хорошо знает, за что она ругает, за что хвалит, когда какое настроение у нее может быть. Если же он не очень хорошо понимает маму, нужно ее присутствие, чтобы изучить ее и понять, в каком она настроении, как у нее дела, и вообще «все ли в порядке в мире».

Если у мамы очень импульсивная натура и у нее часто меняется настроение, или она слишком часто и непредсказуемо уходит и приходит с разными непонятными впечатлениями и эмоциями, ребенок может встречать ее так, как описано в первой ситуации. Он не «не замечает» маму, он видит, что она пришла. Но не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада она ему или чем-то озабочена… Вот чем занимается малыш, когда «не хочет» уходить из садика! Ему просто нужно время, чтобы с ней встретиться, почувствовать ее.

Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или других дел, и эту озабоченность и переживания видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во второй ситуации. Его никто не обидел! Просто он очень переживает, не обидел ли кто-то маму, пока его не было рядом с ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее, как бы говоря: «Никому тебя не отдам!»

В такой ситуации ребенок действительно может спокойно утром собираться в садик (ведь он хочет помочь маме!), но к вечеру его волнение за нее становится слишком сильным, и маленький защитник (или защитница) просто не справляется со своими эмоциями.

Разные ситуации случаются между взрослыми и детьми в садике. И не все в них так однозначно, как иногда кажется. Главное, что должны знать взрослые, это то, что своим поведением ребенок всегда что-то говорит. Он не все может сказать словами, но присмотревшись к тому, как он себя ведет, можно многое понять о его мыслях, чувствах и переживаниях.



Комментарии (0)

Новый номер

Выпуск №1 - 2018 Скачать файл

Консультация эксперта

Задать вопрос и получить консультацию специалистов из разных областей

Анастасия Сейда
педагог-психолог, специалист в сфере консультирования подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, тренер Школы Детской безопасности «Стоп Угроза» в Томской области